За подставными фирмами скрываются влиятельные мафиозо из Украины и России, пишут [громкие дела].

В последние несколько лет в информационном пространстве, как отечественном, так и международном, навязчиво навязывается мнение, что за коррупционными сделками времен Януковича, контрабандой оружия и прочими скандалами стоит некая «латвийская мафия». Названы имена: Эрик Ванагелс, Стэн Горин, Юрий Витман, Эльмар Заллапа и Инта Билдер. Эти люди являются ключевыми менеджерами транснациональной сети офшорных компаний International Overseas Services (IOS). На самом деле, кроме упомянутой структуры, в костяк группировки входят панамские Cascado AG и Systemo AG, два оффшора, действующих из Панамы, Белиза и Британских Виргинских островов — Ireland & Overseas Acquisitions Limited и Milltown Corporate Services Limited, а также киприотская Fynel Limited. Эти компании наплодили сотни (если не тысячи) подставных структур по всему миру, через которые коррумпированные чиновники из Украины (и не только) проворачивают свои грязные дела. В нашем предыдущем расследовании мы попытались систематизировать их деятельность.

Согласно The Latvian Proxies, расследованию авторитетного британского журналиста Грэхема Стека (Graham Stack), проведенному под эгидой организации OCCRP, все ниточки ведут в Латвию, через банки которой якобы прокручиваются все деньги от коррупционных сделок в Украине.

Отметим, что участники консорциума OCCRP в этом году были скомпрометированы в Украине, фактически сфальсифицировав расследование о панамских оффшорах президента Порошенко. Когда им указали на манипуляцию, они сфабриковали новую улику и привлекли для ее легализации подозрительную личность. Однако, речь идет об украинской «ячейке» OCCRP, Грэхему Стеку нет причин не доверять.

Тем не менее, независимое расследование частной детективной организации C4ADS, проводившееся на протяжении девяти месяцев 2013 года, отчасти опровергают выводы британского журналиста. Детективы сосредоточились на торговле оружием Украины и России. По нашему мнению, упомянутая сеть подставных офшорных компаний была важным звеном этих не всегда легальных схем. Вероятно, её организаторы играют роль высокооплачиваемых «зиц-председателей», прикрывая своими именами основных выгодополучателей.

В C4ADS также отвергли ключевую роль бизнесменов из Латвии. Они убеждены, что центр торговли оружием из бывшего СССР находится в Одессе.

Мы нашли большую часть доклада под названием «The Odessa Network. Mapping Facilitators of Russian and Ukrainian Arms Transfers». При его прочтении учитывайте, что он датирован 2013 годом, и упомянутые схемы и диспозиции их участников могли заметно измениться.

Итак…

——

THE ODESSA NETWORK. MAPPING FACILITATORS OF RUSSIAN AND UKRAINIAN ARMS TRANSFERS

(Tom Wallace & Farley Mesko; C4ADS, September 2013)

Главной гипотезой данного исследования является предположение о том, что базирующиеся в Одессе фирмы являются основой большинства поставок российского и украинского оружия, и ключевыми узлами в сети. Существует некоторые эмпирические данные подтверждающие это предположение: фирмы Одессы несут коллективную ответственность за крупнейшие поставки в нашей базе данных. Но простой подсчет поставок игнорирует самый большой актив одесских компаний: связи.

Анализ связей и сети показывает, что компании и персонал Одессы — в центре сложного и запутанного механизма предприятий и лиц, целью которого является обеспечение поставок оружия в любую заданную точку. Эти “гипер-связи” включают в себя и другие компании Одессы и их партнеров за рубежом (другие узлы «Одесской сети».) Мы считаем, что уникальный доступ одесских компаний ко всем необходимым компонентам – от тяжеловесных судов и квалифицированных экипажей до влиятельных чиновников оборонно-промышленного комплекса помогает объяснить их выдающуюся роль в сумеречном мире торговцев оружием.

До того, как мы приступим к описанию и анализу этой сети в деталях, мы должны сделать несколько оговорок.

Морской бизнес Одессы – запутанный клубок разрастающихся фирм, дочерних компаний, совместных предприятий, персонала (зачастую работающего на одного или несколько из указанных работодателей в одно время или на нескольких связанных работодателей в разные периоды времени), общих помещений и оборудования, общих клиентов, семейных отношений, и многого другого. До некоторой степени так работает бизнес везде, осуществляя законные, полузаконные и незаконные сделки. Несмотря на это, «Сеть Одесса» транспортирует оружия на миллиарды долларов в зоны, находящиеся под эмбарго, в зоны конфликтов и стратегическим конкурентам США. Для того, чтобы снизить сложность описываемого феномена, мы разобьем наше исследование на несколько частей.

ГРУППА KAALBYE

Важнейшим компонентом «Сети Одесса» является фирма Kaalbye. Ее создал бывший капитан советского торгового флота Игорь Урбанский. Он организовал свой первый бизнес, компанию Evas в 1992, компания Kaalbye Shipping была создана в 1996. Важно понять фон – время и место Kaalbye возникновения и других описываемых нами компаний. Запоротая приватизация советских активов, последовавшая за развалом СССР в 1991-м создала блестящие возможности для тех, кто знал, как ими воспользоваться. Речь идет о небольшой группе бизнесменов и лидеров организованной преступности (зачастую работавших в унисон), которой удалось подмять под себя большую часть экономики. Главным мотивом “бизнеса” начала 90-х было подгрести под себя только что приватизированные активы и двинуть их на западные и азиатские рынки – чем быстрее, тем лучше. Одесса была в центре внешней торговли на протяжении нескольких столетий: большая часть советского торгового флота базировалась здесь, и здесь же заканчивались многочисленные нефте- и газопроводы. Поэтому город стал свидетелем безумной гонки – за приватизацию старых советских кораблей, создание новых компаний и использование их в качестве инструмента поставок ценных ресурсов на внешние рынки.

Слабое правительство, огромные запасы советского оружия и зарубежный спрос также означали превращение Одессы в один из основных центров международного оружейного экспорта в 90-х. Легендарный контрабандист Леонид Минин был главным поставщиком оружия для Чарльза Тейлора в Либерию, RUF в Сьерра-Леоне, в Кот д’Ивуар и даже пытался продать авианосец в Турцию. Другая знаменитость – Аркадий Гайдамак – поставил Анголе российского оружия на 500 миллионов долларов – в партнерстве с сыном французского президента Миттерана. Важно отметить, что упомянутые бизнесмены были оппортунистами, продававшими все, на что есть спрос – иногда оружие, иногда что-то другое. Ситуация была такова, что американская разведка выделила Одессу в качестве эпицентра постсоветской оружейной контрабанды.

Степень участия Kaalbye в оружейном экспорте на этом раннем этапе неизвестна. В любом случае, сеть компаний группы Kaalbye Oil Services, Ukrainian Maritime Agency, и Kaalbye Shipping – участвовала в бизнесе – поставляя топливо, экипажи и корабли. Подобная диверсификация бизнеса – главное достоинство и главная сила Kaalbye. Это позволило компании участвовать в торговле с самых ранних этапов и не только остаться, но и усилить свои позиции в течение последующего десятилетия. Это усиление совпало по времени с выходом традиционных организаторов: Минин был арестован в Италии в 2000, Гайдамак осужден во Франции в 1999. Одновременно, в России к власти пришел Путин, с его политикой возвращения основных активов, в том числе производства и торговли оружием под жесткий государственный контроль.

Продажа в 2000 году украинских крылатых ракет Ирану и Китаю – при участии коррумпированных чиновников и Kaalbye стали одной из последних крупных частных продаж оружия с территории бывшего СССР. Kaalbye явно адаптировался к новой реальности рынков, на которых доминирует государство, как показывает длинный лист совершенных компанией перевозок.

Есть три фактора, объясняющие выдающуюся роль Kaalbye в этой сфере бизнеса. В первую очередь – связи в правительстве. Игорь Урбанский был заместителем министра транспорта Украины в 2006-2009 годах, и связан с многими украинскими силовиками. Другой сооснователь Kaalbye, Борис Коган, связан с наиболее влиятельными фигурами в российском оборонно-промышленном комплексе, включая заместителя директора Ростеха. Эти связи имеют огромное значение, поскольку правительственные чиновники должны испытывать очень большое доверие к организатору перевозок – передавая под его ответственность дорогие и мощные оружейные системы – конкретному частному лицу. Наша база данных демонстрирует, что российское и украинское правительства доверяют Kaalbye самые важные и политически чувствительные маневры – наиболее ярким примером является поставка С-300 Венесуэле. По нашему убеждению, существует прямая корреляция между связями управляющего персонала Kaalbye в государственных структурах и получением ею наиболее выгодных контрактов.

 

Второй фактор – диверсификация бизнеса. Kaalbye – не столько компания, сколько взаимосвязанная сеть. Через свои дочерние предприятия Kaalbye является одной из крупнейших в Украине фирм по предоставлению обученных экипажей, фрахтовых услуг, погрузо-разгрузочным работам, и крупнейшей в стране компанией по перевозке очень больших и негабаритных грузов. В ее составе есть даже яхтенное подразделение – предоставляющее команды для яхт класса люкс. Все это очень необычно в международном морском бизнесе, характеризующемся высокой степенью специализации. Это еще более необычно для бизнеса, занимающегося перевозкой оружия. Так, норвежская фирма Eide Marine Services специализируется на огромных баржах – в них можно перевезти субмарину или корвет. Это значит, что когда России или Китаю потребуется подобная перевозка, они обратятся к Eide. Но это также означает, что Eide не в состоянии перевозить никакой иной вид карго. Ни одна другая фирма в нашей базе данных не располагает такой коллекцией кораблей и рабочих направлений. Наше рабочее предположение – сам факт того, что Kaalbye в состоянии выполнить практически любую поставку не прибегая к внешней помощи является одной из главных причин того, что и Москва, и Киев постоянно прибегают к ее услугам.

Третий фактор – внешние связи Kaalbye. Если сама фирма не может выполнить определенную поставку (из-за того, что ее корабли или экипажи заказаны), она почти наверняка знает кого-нибудь – в Одессе или заграницей, кто в состоянии выполнить задачу. Практически все нами изученные фирмы в Одессе – дочерние предприятия Kaalbye, либо сотрудничали с Kaalbye, либо управляются выходцами из Kaalbye, или знакомы с персоналом Kaalbye – по школе, благодаря родственным связям и т.п. Компания перебрасывала оружие в Южный Судан в 2007-2009 годах – в партнерстве с Tomex TeamWaterlux AGAlmar и Phoenix Trans-Servis. Kaalbye работает с германской фирмой Briese – одним из наиболее активных перевозчиков оружия из стран СНГ.

Kaalbye занимает под свои офисы большую часть Морского Бизнес Центра Одессы. В центр можно свободно зайти – но только на первый этаж, до лестницы, охраняемой людьми с автоматами Калашникова. И, кроме прочего, Kaalbye – подрядчик US Military Sealift command.

VARAMAR, WHITE WHALE, NORTROP И BARWILL

Александра Варваренко авторы исследования ошибочно называют звеном «Сети Одесса». Хотя и признают, что его участие в торговле оружием представляется строго легальным, а контракты заключаются на поставки украинских, европейских, американских, но не российских вооружений. Он был директором Kaalbye Projects в 2006-2009 — всего три года, после чего открыл собственный бизнес.

Теперь Варваренко – директор и собственник Varamar/ White Whale. Varamar оперировал судном Alaed, которое в 2012 доставило российское оружие в Сирию (хотя компания и не связана с данным конкретным инцидентом). Брат Александра, Андрей Варваренко, управляет другой крупной одесской компанией, Nortrop, которая занималась перевозкой оружия.

По мнению авторов исследования, их отец, Валентин Варваренко – один из наиболее могущественных людей в транспортной индустрии СНГ. В советские времена он работал в Латвии и Бельгии, а затем вернулся и возглавлял несколько крупнейших транспортных компаний. Александр и Андрей выросли в Латвии и Бельгии, и располагают обширными связями в обоих государствах: Александр начинал свою карьеру в бельгийской фирме OXL-Flamar, в то время как одним из собственников Nortrop является бельгийская компания Noord Natie (в которой Валентин был генеральным директором).

Партнер Александра Евгений Полтавец ранее работал в Kaalbye и Beluga (известный германский перевозчик), в Phoenix (еще одна одесская фирма), и теперь работает коммерческим директором Varamar.

Всеволод Иванов – фрахтовый менеджер в Varamar. Раньше он работал в Kaalbye Projects у Варваренко, и после этого работал на Barwill – фирму известную тем, что отправила сто тонн боеприпасов в Уганду.

Barwill – украинское совместное предприятие норвежской фирмы Wilh. Wilhelmsen с неустановленным партнером из СНГ. Главный офис фирмы – в Одессе, но у нее также есть офис и персонал в Октябрьске.

Впрочем, изложенные факты не указывают на то, что менеджмент Varamar причастен к криминальному бизнесу.