21 сентября 2018 года совет Килийской ОТГ на внеочередной сессии принял внеочередное и сверх важное решение – «Об определении года основания и даты празднования Дня города Килия».

Опираясь на доводы директора местного краеведческого музея Виктора Ченуша, депутаты постановили, что годом основания Килии необходимо считать 682 год до н.э. Что касается празднования Дня города, то решение отмечать его в третью субботу октября депутаты объясняют работой килийского историка Бориса Райнова «История Килии», в которой говорится о традиции проведения в городе ярмарок, которые проходили в период 14-21 октября и таким образом по времени были приурочены к православному празднику Покров Пресвятой Богородицы.

Доводы Ченуша базируются на том, что Килию якобы основали выходцы из Спарты после Мессенских войн. Основным аргументом древнего возраста города является постановление Кабинета министров Украины от 26.07.2011 №878, утвердившее Список исторических населенных мест Украины, где датой основания Килии указан 7-й век до нашей эры.

Вывод о таком возрасте был сделан на основании археологических раскопок поселения гумельницкой культуры, эпохи средней бронзы и черняховской культуры, проводившихся в 1960-х годах на месте поселка Омарбия, юридического относившегося к Килийскому городскому совету.

Источник

В то же время, что столь ранняя дата основания и античное происхождение самой Килии находится под большим вопросом и не подтверждается ни одним источником — ни письменным, ни археологическим. Более того, по некоторым утверждениям территория современной Килии в приписываемый период возникновения в 7-м веке до н.э. еще находилась под водой.

В пределах придунайского города не нашли остатков даже незначительного древнегреческого поселения, ни один древний автор не упоминает о существовании такого населенного пункта.

Килия-Нова в XVI веке

Свое название украинская Килия получила от другой Килии, румынской. Наша – Килия-Нова, то есть «новая», а Старая Килия, Килия-Веке, находится на другом берегу Дуная. Килия-Нова была основана не ранее XIV века в качестве крепости, позволяющей контролировать судоходство по реке.

Известный историк Андрей Красножон, являющийся заведующим кафедрой истории Украины Южноукраинского национального педагогического университета им. Ушинского, считает антинаучными доводы, на основании которых депутаты установили возраст Килии. Более того, историк утверждает, что современной Килии 600 лет, а не 2700, как считают депутаты.

Причина принятия депутатами Килийской ОТГ столь резонансного решения лежит на поверхности. Как пишет сайт «Бессарабия информ», в городском совете решили провести масштабное народное гуляние после реконструкции Центральной площади, из-за длительных ремонтных работ на которой День города не праздновали уже 2 года.

Кроме гуляний, во время празднования Дня города также были розданы местные награды наиболее уважаемым людям. Например, звание «Почетного гражданина Килийского района» было присвоено Александру Дубовому, который был народным депутатом Украины во время VI-VII созывов Верховный рады и сейчас активно прорабатывает вопрос о своем будущем депутатстве и изменении границ избирательного округа таким образом, чтобы его вотчина – Килийский район туда входил полностью, а не кусками.

К слову, именно Дубовой и подконтрольный ему агрохолдинг «Рис Бессарабии» были спонсорами данного действа

Килия 2700: праздник собрал на центральной площади рекордное количество горожан (фоторепортаж)

Тем не менее, руководство области не поспешило приехать на празднование юбилея Килии, внезапно ставшей «самым старым» городом Украины. И причина здесь не только в сомнительном историческом юбилее, сколько в сомнительной известности Александра Дубового, прославившегося, по сообщениям СМИ, своими рейдерскими атаками и откровенным дерибаном государственного имущества. К его трофеям, в частности, относят завод «Краян», из-за покупки административного здания которого по крайне завышенной цене сейчас судят чиновников одесской мэрии, включая мэра Геннадия Труханова.

Отсутствие представителей Одесского облсовета на столь масштабном празднике, кроме депутата Александра Бабенко, находящегося в родственных отношениях с главным спонсором, объясняется тем, что Урбанские расценивают Дубового как вероятного конкурента на выборах, который может посягнуть на Измаильский район, где они активно прикармливают электорат бюджетными средствами.

Впрочем, не только в Килии пытаются найти псевдоисторические поводы для использования в пиаре.

По информации сайта «Рупор Одессы» (прикрепить ссылку ), на заседании горисполкома 30 октября, мэр Измаила Андрей Абрамченко, рассуждая о турецких туристах, которым было бы интересно посетить город, заявил, что Измаил был третьим по величине городом Османской империи. То есть, по мнению Абрамченко, у империи, владевшей Малой Азией, Балканским полуостровом, Ближним Востоком, Египтом с богатейшими торговыми, промышленными, морскими и культурными центрами, третьим по величине городом стал Измаил на краю турецких владений рядом с дикой степью. Не греческие полисы, не египетские города, а именно Измаил – приграничная крепость с отрядом до 1000 человек.

Реальное представление об Измаиле в Османской империи могут дать воспоминания османского путешественника XVII столетия Эвлия Челебы:

«Правительствующим в городе является ставленник главного евнуха, и правит он при верной помощи четырехсот своих людей. Это очень высокая должность, всегда отдается на откуп. Здесь также имеется таможенный начальник… Имеется военачальник и около семидесяти элитных воинов. В городе также имеются такие должности: янычар военачальник, начальник придворного конного войска, начальник легкого конного войска из числа местных жителей, начальник пехотного войска, командир эскадры, начальник полиции и чиновник, который рьяно следит за ценами на базаре. Всего в городе не более двух тысяч домов. Крыши их покрыты камышом. Некоторые дома, постоялые дворы, мечети, построены из кирпича и покрыты черепицей. Находятся они в основном в мусульманских кварталах…» И где же 3-й по величине город империи?

http://historylib.org/historybooks/Nadezhda--Ionina_100-velikikh-zamkov/i_075.jpg

Измаил, конечно, не может нарисовать себе возраст 2 700 лет, несмотря на то, что на его окраине также было обнаружено поселение гумельницкой культуры, как и в Килии. Поэтому чтобы не отставать от соседей, измаильский мэр решил придать городу большую статусность, внезапно увидев как Измаил был не просто пограничной крепостью, а третьим по величине городом Османской империи,

Безусловно, доходы от туристов – это хорошо и важно для городского бюджета, но вряд ли их привлекут псевдоисторические изыски местного бургомистра.

Переписывание истории под политические нужды ни к чему хорошему не приводит, о чем свидетельствует опыт СССР, когда история рассматривалась сквозь призму съездов компартии.

Или, когда очень хочется попиариться, то можно и историю переписать?

Источник